Автомобили с полным приводом. Плюсы и минусы при покупке, обслуживании, эксплуатации

16.01.2020

Задумываясь о приобретении автомобиля с полным приводом, надо четко понимать, для чего именно этот самый полный привод вам нужен. Можно выделить три основных преимущества, которые он дает. Первое — это повышение проходимости на бездорожье и в других сложных условиях — например, в глубоком снегу. Второе — улучшение разгона на скользких покрытиях, таких как лед, укатанный снег, мокрая грунтовка и т.п. Третье — повышение устойчивости в поворотах. Речь, конечно же, в первую очередь об устойчивости к потере сцепления с дорогой. Это важно, как для повышения безопасности при обычной езде, так и для увеличения скорости прохождения поворотов — главным образом, в автоспорте. Также можно упомянуть лучшую реализацию тяговых возможностей, что актуально, например, при буксировке прицепа. Если ни одна из перечисленных задач перед вами не стоит, то и смысла доплачивать за полный привод, скорее всего, нет. Тем более, что доплачивать придется не только за саму полноприводную трансмиссию, но и за повышенный расход топлива и за техобслуживание. Собственно, это и есть основные недостатки полного привода. Дополнительные (по сравнению с моноприводом) компоненты трансмиссии — это при прочих равных большая цена автомобиля; «лишняя» масса, а значит увеличенный расход топлива; плюс расходы на обслуживание и/или своевременную замену этих узлов. К тому же, полноприводная версия автомобиля обычно немного проигрывает в динамике разгона моноприводной с такими же мотором и коробкой передач, как раз вследствие роста массы, а также увеличения потерь на трение в добавившихся узлах трансмиссии, и на раскрутку дополнительных вращающихся деталей.

Но разве упомянутое повышение безопасности вследствие более высокой устойчивости не стоит всех этих затрат? Однозначно стоит! Только вот действительно ли безопасность повышается? И да, и нет. И, между прочим, Шредингер здесь не при чем. Дело в том, что реклама навязывает образ полноприводного автомобиля, как более безопасного (что в общем случае правда). И водитель, убежденный в устойчивости своей машины, начинает действовать более самоуверенно. И все бы хорошо (ведь полноприводный автомобиль действительно позволяет чуть больше), но в этом случае необходимо четко понимать, как поведет себя машина в случае, если пределы ее устойчивости все-таки окажутся превышенными. И главное — как действовать в этой ситуации. А вот этих знаний и умений массовому водителю, как правило, и не хватает. В результате излишняя самоуверенность, вселенная наличием полного привода, может напротив отрицательно сказаться на безопасности езды. Такой вот парадокс, обусловленный агрессивной рекламой и недостатком навыков вождения. С этим также связан миф о том, что полноприводный автомобиль более сложен в управлении. Это не так. Управляется он точно так же, как и обычная машина — рулем и газом, а сложность связана лишь с пониманием особенностей его характера, ведь в разных ситуациях он может быть, как «заднеприводным» (избыточная поворачиваемость), так и «переднеприводным» (недостаточная поворачиваемость) или нейтральным. Поэтому моноприводные машины многим представляются более простыми и понятными.

Так что, при выборе автомобиля с полным приводом, необходимо не только исходить из соответствия решаемым задачам, но и хорошо понимать особенности его управляемости и осознавать собственные компетенции в этом плане. Без выполнения этих двух условий, дополнительные затраты на полный привод могут оказаться в лучшем случае бесполезными