Бензин, дизель, электро: что выгоднее? Электромобили: стоимость километра.

03.04.2020

В прошлом году российский рынок электромобилей вырос в 2,5 раза! Сногсшибательный результат? Вовсе нет. Всего лишь эффект «низкой базы»: в 2019 году у нас продано 353 электромобиля, что действительно примерно в 2,5 раза превышает показатель года 2018 — 144 машины. Причин того, почему электромобили в России не пользуются спросом несколько:

• Неразвитость инфраструктуры: малое количество зарядных станций.

• При наших расстояниях запаса хода для загородных поездок обычно оказывается явно недостаточным.

• Холодный климат также не способствует распространению электромобилей. На морозе емкость батарей падает. К тому же, в холодное время года часть энергии уходит на обогрев салона, в результате чего запас хода сокращается еще сильнее.

• Государство не стимулирует покупки электромобилей, как это делается в других странах.

С экологичность все тоже неоднозначно. «В отличие от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, электромобили во время движения не производят вредных выбросов. Казалось бы, отсутствие ущерба для окружающей среды налицо и, следовательно, непонятно откуда вообще появляются сомнения в экологичности машин на электрическом ходу», - рассказывает Денис Голосюк, тех.директор федерального агрегатора эвакуации и техпомощи МЭТР. Но, если рассматривать весь жизненный цикл электромобиля включая, производство и заканчивая последующую переработку после вывода из эксплуатации, то оказывается, что затраты энергии на это выше, чем в случае с обычными автомобилями. Вдобавок аккумуляторы содержат такие вещества, как литий, кобальт и никель, получение которых вызывает загрязнение воды и почвы. По словам эксперта, батареи также при повреждении способны выделять токсичные газы, а извлечение лития и кобальта из отслуживших аккумуляторов также связано с загрязнением окружающей среды. Отдельно стоит остановиться на мнимом отсутствии выбросов от электромобилей. В процессе выработки электроэнергии, потребной для зарядки этих самых электромобилей, в большинстве случаев также образуются парниковые и другие газы, ведь значительная часть электрогенерации обеспечивается за счет сжигания топлива — газа, нефти и угля. «Конечно, часть электроэнергии производится на атомных, ветровых, солнечных и гидроэлектростанциях, однако общий вклад возобновляемых источников в генерацию в большинстве стран ограничен, а некоторые государства (например, Германия) отказываются от атомной энергетики», - дополняет Денис Голосюк.

Но у электрокаров есть и неоспоримые плюсы. И, если их разрекламированную экологичность можно считать спорной, то эксплуатация электромобилей действительно обходится дешевле по чисто техническим причинам:

• Электроэнергия в России обходится существенно дешевле бензина, дизтоплива и даже газомоторного топлива.

• Потребности в техобслуживании у электрокаров значительно меньше — не надо менять моторное масло, фильтры, свечи и многие другие расходники. Даже тормозные колодки служат дольше, так как в электромобилях при замедлении часть энергии возвращается в батарею, а не только рассеивается в виде тепла.

• Акустический комфорт: электромобили значительно менее шумные.

Чтобы наглядно продемонстрировать, насколько дешевле обходится езда на электромобиле, мы составили таблицу стоимости 1 км пробега (без учета амортизации, налогов, затрат на ТО и страхование) для электрокаров и автомобилей с бензиновыми, дизельными и гибридными двигателями. Для сравнения отобрали электромобили официально продающиеся (Jaguar I-Pace, BMW i3) или просто достаточно распространенные в России (Nissan Leaf, Tesla, Hyundai Ioniq) электромобили, а в качестве альтернативы взяли их ближайшие аналоги (насколько возможно), оснащенные ДВС. За основу для расчета взяли текущую стоимость бензина АИ-95, дизельного топлива и электроэнергии (по однотарифному учёту) в Москве.