Достаточно-ли жесткое наказание за воздение в нетрезвом виде ...

15.01.2020

Существующие сегодня наказания для нетрезвых водителей уже и так достаточно жесткие: самое малое, что грозит нарушителю — это штраф 30 тыс. руб. и лишение прав на 1,5–2 года. Дальнейшее их ужесточение едва ли подействует на тех, кого не останавливают даже ныне действующие весьма суровые санкции. Так что же, получается, полностью изжить пьянство за рулем невозможно? Как и с практически любой подобной социальной язвой, справиться с этим явлением посредством только лишь карательных мер административного и уголовного характера не выйдет. Об этом говорит и статистика правонарушений, связанных с вождением в состоянии опьянения. Ужесточение наказаний, если и дает эффект, то лишь временный. Именно поэтому особого смысла в еще большем ужесточение санкций за пьяную езду нет, если конечно целью не является увеличение штрафных сборов или коррупционных поборов.

Неотвратимость наказания обеспечивается в первую очередь системой правосудия. Но применительно к вождению в нетрезвом виде, неотвратимости может способствовать также совершенствование методов выявления самих случаев пьяной езды. То есть, в идеале ни один такой случай не должен оставаться безнаказанным. Ясно, что чисто полицейскими мерами этого добиться не получится, ведь к каждому водителю полисмена не приставишь и тотальные проверки на всех дорогах организовать физически невозможно. И здесь мы логичным образом подходим к вопросу технических методов контроля, в том числе дистанционного. Представим, если бы камеры на дорогах были способны не только фиксировать превышение скорости и некоторые другие виды нарушений, но и определять состояние опьянения водителя. Понятно, что процент выявленных нарушений повысился бы и соответственно улучшилось бы состояние дел с неотвратимостью наказания за пьяное вождение. Однако, не смотря на предпринимавшиеся попытки, создать систему надежного дистанционного контроля опьянения пока что не удалось. Что не означает, что она не появится в будущем.

Зато технические методы определения состояния опьянения, по мере их совершенствования, вполне способны помочь в профилактике нетрезвой езды. Уже существуют примеры замков зажигания со встроенным алкотестером, не допускающих запуск двигателя пьяным водителем. Конечно, их распространение пока довольно ограниченно и, при желании, их все-таки можно обойти с помощью различных ухищрений. Однако, развитие подобных средств, вероятно, способно помочь в профилактике пьяной езды. Впрочем, если беспилотный транспорт в обозримом будущем вытеснит обычные машины с водителем, то и сама проблема просто исчезнет. Пока же неплохой альтернативой может служить распространение услуги "трезвый водитель", которой можно воспользоваться с помощью Сервиса МЭТР.