Автомобильные дилеры оказались в сложном положении, попав фактически под двойной удар. Дело в том, что подавляющее большинство официальных дилеров занимаются не только продажами автомобилей, но и их последующим техническим обслуживанием и ремонтом. Продажная составляющая страдает из-за нескольких причин: выросшего валютного курса, сокращения или даже полного прекращения поставок вследствие остановки конвейеров на автомобильных заводах (которые прекратили получать многие из необходимых комплектующих в результате ухода на карантин поставщиков), а теперь еще и из-за закрытия на карантин собственно дилерских шоуроумов. Попавшие было в список товаров первой необходимости запчасти, вскоре были из него вычеркнуты, что прикрыло и эту часть бизнеса. А, следовательно, теперь и сервисная составляющая бизнеса тоже попала под противоэпидемические меры (какой же сервис без запчастей?). То есть, все основные источники доходов автомобильных дилеров фактически исчезли, тогда как расходы практически не уменьшились. Выплаты по кредитам, персоналу и в социальные фонды, налоги и затраты на содержание и охрану складов и т.п. никуда не делись. Даже, если допустим сейчас сократить персонал, потом его придется набирать вновь и нести затраты на его обучение.В наиболее затруднительном положении оказались мелкие дилеры и те из крупных мультибрендовых компаний, что имеют высокую долговую нагрузку. Даже по предварительным оценкам, в результате коронавирусного кризиса может обанкротиться до половины дилерских фирм. А ведь, если кризис затянется, то не исключено, что разорятся и некоторые из автопроизводителей. И может получиться так, что пережившие карантин дилеры останутся без поставщика и столкнутся с необходимостью заключать соглашения с другими брендами и действовать в уже освоенном другими продавцами и сервисменами секторе рынка. В итоге, пойдет вторая волна банкротств.
В более сложной ситуации, вероятно, окажутся дилеры тех марок, которые не имеют собственных сборочных производств в России, так как импортируемые машины подорожают сильнее. Конечно, люксовый сегмент, скорее всего, пострадает меньше, даже при стопроцентном импорте. Можно предположить, что сложнее всего придется продавцам, основу линейки которых составляют модели среднего ценового диапазона, так как их клиенты перейдут в лоукост-сектор.
Автомобильные дилеры оказались в практически безвыходном положении и справиться с трудностями своими силами большинству будет не под силу. Возможно, в чуть лучшем положении окажутся те, кто уже имеет или сможет оперативно заключить договора на техобслуживание по госконтрактам — например, автомобилей аварийно-спасательных и спецслужб, медпомощи и пр. Однако, на всех этого пирога, разумеется, не хватит. Поэтому дилеры вынуждены обращаться за господдержкой. Меры, которые они запрашивают — разрешение на проведение срочных ремонтов, продажу запчастей, смазочных материалов и прочих расходников, онлайн-продажи автомобилей, а также временное освобождение от социальных выплат, предоставление налоговых каникулы и отсрочек по уплате НДС, являются вполне адекватными в сложившейся ситуации. Другой вопрос — будет ли этого достаточно для спасения бизнеса автодилеров, даже в случае, если правительство пойдет им на встречу? Но он пока остается открытым.