До 20% предприятий автосервиса могут обанкротиться по итогам коронавирусного карантина. К такому заключению пришли в компании-агрегаторе МЭТР, проведя анализ текущей ситуации на рынке эвакуации и техпомощи. В первую очередь пострадают СТО, арендующие свои помещения и оборудование. В условиях приостановки деятельности на период «нерабочих» дней они все равно вынуждены нести затраты на аренду и заработную плату сотрудников. Даже, если местные власти разрешают автосервисам в своих регионах не уходить на карантин, поток клиентов сильно сократился вследствие введения мер по самоизоляции.
По состоянию на прошлый год в России насчитывалось свыше 75 тысяч точек автомобильного сервиса, а суммарный объем рынка услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей достиг 300 миллиардов рублей. В среднем сейчас простаивает около 70% сервисных станций, а оставшиеся 30% — это, в основном, это так называемые мелкие “гаражные” мастерские с постоянно районной клиентурой и предприятия, имеющие корпоративных клиентов или контракты на обслуживание автопарков, принадлежащих государственным и муниципальным структурам. И даже в таких случаях, ремонт и техническое обслуживание автомобилей сейчас производится по предварительной записи.
В чуть менее сложном положении сейчас находятся компании, специализирующиеся на эвакуации автотранспорта. Впрочем, и в этом секторе наибольшему риску подвергаются индивидуальные предприниматели и компании, использующие технику по договорам аренды и лизинга - а это около 25% от общего числа компаний. В условиях сокращения заказов на перевозку или полной приостановки деятельности, им будет сложно выплачивать регулярные отчисления лизингодателям. Те же компании, что имеют эвакуаторы в собственности, получают преимущество, так как у них постоянные расходы отсутствуют либо минимальны. А заработная плата наемных водителей эвакуаторов, чаще всего, состоит из фиксированной части (как правило, равной МРОТ) и процентов от выполненных заказов. Поэтому, компании, занимающиеся эвакуацией, пока что затронуты кризисом в меньшей степени.
Комментирует Виталий Овчинников, генеральный директор МЭТР: “Вызванное карантином падение доходов и сокращение платежеспособного спроса, способно вызвать падение цен на услуги по эвакуации и мобильной техпомощи на 30% на ближайшие 6 месяцев, что в свою очередь повлечет за собой еще одну волну банкротств наименее устойчивых предприятий, специализирующихся на этом виде услуг”.