Можно ли сейчас в России купить автомобиль без посещения автосалона? Если коротко, то да, можно. По крайней мере, несколько официальных дилеров — в частности, «Рольф», «АвтоСпецЦентр», «Фаворит Моторс», «ТрансТехСервис» и «Ключавто» уже объявили о внедрении онлайн-продаж и декларируют возможность проведения всей сделки по приобретению автомобиля, начиная с выбора на сайте и заканчивая его доставкой «к порогу», что называется «не выходя из дома». К тому же, онлайн-продажами занялись не только сами автодилеры, но и классифайды вроде Drom.ru, и посреднические платформы — например, недавно запущенный сервис «Сберавто». Что же из себя представляет процесс онлайн-покупки автомобиля?
Все начинается с подбора подходящего варианта. Возможность выбрать на собственном сайте подходящий автомобиль и оставить на него заявку предоставляют сейчас практически все официальные дилеры. Но дальше этого процесс заходит уже намного реже. Способы дистанционного согласования всех условий сделки предлагают далеко не все продавцы. На этом этапе необходимо утвердить комплектацию и набор опций, оговорить необходимость кредита, трейд-ина и пролонгированной гарантии, вопросы страхования и услуг роад-ассистанса. В случае с привлечением кредита, продавцу требуется интеграция с банковскими сервисами, чтобы покупателю не пришлось «стыковать» бизнес-процессы банка и дилера. Это же касается и страховых услуг. То есть, покупатель должен получить весь пакет необходимых ему сервисов в «одном окне» — на сайте автодилера. В идеале, после этого все оговоренные условия, включая цену и процентную ставку кредита, должны быть зафиксированы. Для дополнительной уверенности возможно внесение предоплаты. И все это также должно производиться в режиме онлайн.
Следующий этап — оформление договора купли-продажи, полностью перенести в онлайн чрезвычайно сложно. Поэтому подписание документов обычно осуществляется в момент передачи автомобиля. Но перед этим, при необходимо еще осуществить оплату. То есть продавец должен выставить счет, а покупатель оплатить его, либо внести первый платеж по кредиту с помощью безналичного платежа, кредитной карты или иным дистанционным способом. К слову, некоторые продавцы по согласованию с банками, начали предлагать отсрочку первого платежа, в расчете на то, что через некоторое время изоляционные меры отменят и покупатель, вернувшись к работе, снова станет получать доходы. Так, при покупке Kia можно получить отсрочку на два месяца.
Наконец, финальный этап сделки — это выдача автомобиля или его доставка по указанному адресу и передача клиенту машины и всех необходимых документов — ПТС, договора купли-продажи, страховки и т.п. Очевидно, что сделать это бесконтактным способом затруднительно. Пока что сложно представить, чтобы в нашей стране машину просто оставляли возле дома, а ключи от нее доставлял дрон. К тому же, ни один из дилеров, предлагающих онлайн-продажи, ничего не говорит о регистрации автомобиля, хотя автосалоны теперь могут осуществлять ее сами. То есть, привезти его вам привезут, а получать номера будете самостоятельно. Теоретически такая возможность есть: регистрационные отделы ГИБДД в период самоизоляции продолжают работу по предварительной записи.
Продажи автомобилей через онлайн в мире существуют не первый год и пользуются постоянно увеличивающимся спросом. Почему же у нас они до сих не получили широкого распространения и лишь карантинные меры смогли подтолкнуть этот процесс? Пожалуй, главным барьером для развития онлайновых продаж является недоверие. Покупатель опасается обмана тем или иным способом. Например, что полученный автомобиль окажется несоответствующим оговоренным параметрам или будет иметь скрытые или даже явные недостатки. Время от времени всплывающие в информационном пространстве громкие истории с продажей «битых» машин под видом новых (чем порой грешат даже официальные дилеры) или о невозможности вернуть деньги за автомобиль, не вылезающий из сервиса из-за гарантийных ремонтов, не добавляют покупателям уверенности. А, что делать и как доказывать свою правоту, если машина куплена в интернете, вообще непонятно. Вероятно, тут помогла бы возможность безусловного возврата в течение небольшого срока — скажем, недели-двух. Но пока что дилеры всячески открещиваются от таких вариантов.
А вот другое препятствие на пути онлайн-продаж— невозможность осмотреть, «пощупать» автомобиль и совершить тест-драйв, представляется легкоустранимым. Уже сейчас некоторые дилеры стали предлагать выездной тест-драйв, а в условиях карантина готовы даже отпускать покупателя проехаться на машине в одиночку, без представителя автосалона. Другой барьер и вовсе падает на наших глазах: если до сих пор онлайн-продажам мешало отсутствие удобных и отлаженных процессов покупки, то сегодня многие продавцы осваивают и внедряют их ударными темпами, в том числе с использованием готовых цифровых платформ. Поэтому доля онлайновых продаж в РФ в ближайшие годы будет расти. Вынужденно опробовав такой способ покупки сейчас, многие уже не вернутся в обычные шоу-румы даже после завершения истории с коронавирусом. Просто потому что покупки в онлайне удобнее. Вдобавок взрослеет поколение Z, привыкшее решать свои задачи с помощью цифровых технологий. Так что, покупательская база для дистанционных продаж будет только расширяться.
Что касается цены, то этот вопрос всегда индивидуален. Пока что нет явной тенденции к тому, что именно онлайн-покупка приносит какую-либо особенную экономию. Дилеры в основном продолжают использовать привычные методики стимуляции продаж. Зато, сейчас «время покупателя»: на фоне падения продаж и избыточного предложения именно он в значительной мере диктует условия. Поэтому, надо искать выгодные предложения и акции, активно торговаться с менеджерами автосалонов, требовать выгодных условий и скидок, снижения процентных ставок по кредитам и отсрочек платежей на случай возникновения проблем с источниками доходов.