Придет ли Didi на российский рынок такси?

20.01.2020

Касательно планов китайской компании Didi Chuxing, которая владеет агрегатором сервисов такси DiDi, пока что известно лишь, что она собирается открыть в России собственный офис (скорее всего, в Санкт-Петербурге) и подыскивает для него сотрудников. Поэтому говорить каком-либо о влиянии китайцев на российский рынок такси пока явно преждевременно. Весьма вероятно, что российский офис DiDi на первых порах будет заниматься сбором и анализом информации, а также оценкой перспектив и рисков на отечественном транспортном рынке. И лишь затем будет принято решение об открытии собственного бизнеса в России или о покупке доли в уже действующих у нас компаниях. К тому же надо понимать, что бизнес-интересы DiDi Chuxing не ограничиваются лишь агрегацией сервисов такси, а включает в себя также каршеринг, аренду скутеров, услуги шофера, заказ автобусов и тому подобное. Плюс к этому DiDi Chuxing серьезно вкладывается в разработки в сфере беспилотных автомобилей и искусственного интеллекта, в том числе в распознавания лиц, определение сонливости водителей и другие смежные технологии.

В то же время нельзя сбрасывать со счетов возможность выхода DiDi на наш рынок такси, ведь китайская компания весьма активно расширяет свое присутствие в мире и уже сейчас имеет собственные филиалы или участие в местном транспортном бизнесе в 30 странах, охватывая более 400 городов. Фактически, сегодня DiDi — это такси-сервис №1 в мире, который ежедневно осуществляет порядка 25 миллионов перевозок, а всего у него свыше 550 млн пользователей. В случае появления на российском рынке, китайский сервис способен серьезно изменить расклад сил на нем. Достаточно вспомнить, что DiDi сумел посредством демпинга вытеснить из Китая Uber. Располагая огромными финансовыми средствами, DiDi может устроить демпинг и в России, доплачивая водителям для привлечения на свою платформу. Однако, китайцы не скрывают, что в их планах на будущее повышение рентабельности на 35% за счет сокращения платы водителям. То есть, после завоевания доли рынка они могут попытаться изменить правила игры. Тут, правда, препятствием может стать то, что уже сегодня водители такси в России работают на грани рентабельности и еще больше сократить их доходы будет затруднительно. Многое будет зависеть и от того внедрят ли наши законодатели требование об установке тахографов в такси. В этом случае переработки сверх смены, как минимум, осложнятся, а значит водителям придется бороться за повышение платы за проезд в такси. Но на уровне компаний DiDi вполне в состоянии получить значительную долю российского рынка такси.