Основные преимущества электробусов перед троллейбусами — это более высокая мобильность из-за отсутствия привязки к контактной сети и собственно отсутствие необходимости в этой самой контактной сети. Последняя загромождает улицы и площади путаницей из проводов и подвесных тросов, портит облик города, а еще чувствительна к обледенению, изнашивается, требует обслуживания и ремонта, при обрывах создает опасность поражения электротоком для окружающих. Конструкция некоторых элементов контактной сети (например, пересечений и стрелок) требует существенного снижения скорости троллейбусов при их прохождении, что замедляет общее движение на улично-дорожной сети. При авариях на тяговых подстанциях и обрывах контактной сети, троллейбусы «теряют ход», скапливаются на обесточенных участках и создают помехи другим участникам движения, создавая порой огромные пробки (особенно, если троллейбус застревает посреди перекрестка). В довершение ко всем этим недостаткам троллейбусов присовокупляется еще, и высокая стоимость их эксплуатации исходя из затрат на пассажиро-километр, которая по заявлениям мосгортранса выше, чем у всех других наземных видов общественного транспорта.
Примерная стоимость 1 пассажиро-километра в Москве на конец 2019 года | |
Трамвай | 1,2 руб. |
Автобус | 1,31 руб. |
Электробус | 1,59 руб. |
Троллейбус | 1,67 руб. |
Так что, причины, по которым в Мосгортрансе взяли курс на постепенный отказ от использования троллейбусов вроде бы понятны. Но вот оправдана ли замена троллейбусов именно на электробусы? Первоначально предъявленные публике расчеты показывали экономическую выгоду в 10,5% от перехода с троллейбусов на электробусы. Однако, практика эксплуатации электробусов оказалась не столь радужной. По некоторым данным это признал и глава дептранса и заммэра Москвы Максим Ликсутов. Так, по сведениям портала Drom.ru суммарные годовые расходы на единицу транспорта, включающие затраты на топливо, электричество, инфраструктуру и обслуживание составили для электробуса — 8,1 млн рублей, для автобуса — 6,7 млн, а для троллейбуса — 7,1 млн рублей в год. Расходы на техобслуживание и ремонт также говорят не в пользу электробусов: для автобуса они в среднем находятся на уровне 880 тыс. в год, для троллейбуса — 796 тыс. руб., а для электробуса — порядка 2 млн рублей. Стоимость электробуса сегодня около 33,5 млн руб. Но для его эксплуатации необходимы еще и зарядные станции ценой под 13 млн руб. каждая. Сомнительным выглядит и заявленный мосгортрансом срок эксплуатации электробусов в 15 лет, что вдвое выше, чем у автобусов. И это при том, что срок службы тяговой аккумуляторной батареи на электробусе равен 7 годам! Кстати, ее замена по нынешним ценам обходится почти в 10 млн рублей, тогда как за 13 млн можно купить обычный автобус. То есть за деньги на один электробус и замену его батареи можно купить три автобуса. В общем, затея с переходом на электробусы оказалась, мягко говоря, поспешной.